Муниципальное автономное
учреждение дополнительного
образования
Памятка заинтересованным родителям юных музыкантов
Не создавайте образ в музыке
Как бы ни был понятен образ Деда Мороза в пьесе Шумана или Бабы-Яги из «Картинок с выставки» Мусоргского, вы никогда не сможете быть ни тем, ни другим. Подражание им всегда будет подделкой. Плохой или хорошей – неважно, главное, что музыка умрет раньше, чем родится.
Живая музыка – это музыка, наполненная вашими чувствами и эмоциями, а, следовательно, и вашей энергией. Только благодаря её животворящей силе происходит чудо, ради которого существует искусство. При этом нельзя позволять эмоциям владеть вами – нужно учиться ими управлять, генерировать их и реализовывать с помощью музыки. Главная ваша задача – не превратиться мысленно в Деда Мороза или Бабу-Ягу, играющих на фортепиано, а воплотить музыкальную форму – то, что предлагает автор в нотном тексте. А это не только название, но и смысловые оттенки музыкальных тем, размер, темп, динамика, движение тональностей, гармония, штрихи, даже аппликатура. Всё это нужно учитывать при разгадке формы. Любой знак в тексте – попытка композитора наиболее точно объяснить то, что он хотел сказать. При помощи этих знаков нужно упорядочить свои стихийные эмоции, уметь распределить их сообразно авторским указаниям, а не изливать, как попало.
Немаловажным является стремление избавиться от инерции, навязываемой программным заголовком (тем более, что сами композиторы зачастую выставляют их в силу внешних побудительных факторов, по инициативе друзей, исполнителей и т.п.), от сложившихся стереотипов. Так, например, пьеса «Октябрь» из цикла Чайковского «Времена года» совершенно не обязательно предполагает скучные томные вздохи в каждой фразе – ведь осень может быть и радостной, счастливой порой (порой праздничных народных гуляний, свадеб и т.д.). В музыке Чайковского есть потенции и к умиротворению, счастливым воспоминаниям, «очей очарованью», а не только к старательному изображению «унылой поры»!
Главная ваша задача – не воплощение мифического «образа», а выражение самого себя – вашей души, ваших эмоций, вашей энергии.
В известном смысле музыка материальна, так как проводником между эмоциями и инструментом является наше тело, и прежде всего руки. Поэтому они требуют особенной организации, включения в работу не только пальцев или кистевого аппарата, но и крупных мышц верхней части руки и спины. Конечно, это не простые физкультурные движения (хотя и они не исключены в качестве предварительной разминки), а выработка навыка включения всего мышечного аппарата в процессе интонирования музыкального текста.
Что касается взрослых учащихся, то их подготовку к игре можно скорее назвать реабилитацией: тело, которое верно им служило не один десяток лет, зачастую оказывается неспособным выполнять те задачи, которые появляются в случае появления таких учащихся перед музыкальным инструментом. Вернуть исполнителю те движения, которые были заложены природой, но исчезли (а возрастное появление комплексов и внутренних противоречий ведет, в том числе и к мышечным зажимам) – задача педагога. Кстати, проявление эмоций в таком теле скорее напоминает позиционирование какого-то чуждого образа, не связанного с творческой задачей – чаще всего демонстрацию ощущения тревоги. Включение в работу плечевого аппарата и освобождение его позволит избежать зажатости кисти, пальцев, сделает свободнее всю руку и, в конечном счете, приблизит вас к адекватному выражению эмоций, поскольку эмоции «бегут» только по свободным рукам. Играть, в результате должно быть так же легко, как дышать, или петь.
Формируемая энергия и звук, выходящий из-под пальцев должны идти к слушателю, в зал, а не в пол или в утробу инструмента. Здесь важна особая хореография рук (заочно её сформировать, конечно, невозможно – важны помощь и участие педагога).
В идеале событийность музыкального текста должна совпадать с эмоциональной реальностью, которая находится внутри вас!